Вопрос – ответ: настройка и ремонт
Но это вопрос индивидуальный – всё зависит от требований.
К пункту 1 относятся: изменение натяжения струн в результате воздействия на них молоточков, в результате их естественного растяжения, а также по причине температурно-влажностных перепадов (имеются в виду перепады в пределах нормальных условий эксплуатации).
К пункту 2 относятся различного рода неисправности – прежде всего, неспособность пианино держать строй, когда вирбель (колок) не фиксируется в нужном положении и возвращается в обратную сторону. Причины могут быть разные: неправильные условия эксплуатации (прежде всего, перепады влажности воздуха), повреждения вирбельбанка (бруска, куда вбиты колки), бракованные колки и так дак далее.
Чаще всего в нашей родной Беларуси причинами внештатных ситуаций со строем пианино являются две: а) недостаточная влажность в помещении в зимний период и б)оцинкованные колки.
Недостаточная влажность – тема, достойная отдельной статьи (в разработке). Кратко: суть в том, что чем ниже температура воздуха на улице, тем хуже чувствует себя Ваше пианино (рояль). При температуре ниже -10C влажность в помещении, как правило снижается до критически низкой. В морозный период все инструменты, которые строй держат не очень хорошо, как правило, сильно расстраиваются. Чем ниже температура на улице и чем дольше этот период – тем хуже для фортепиано. К сожалению, многие недооценивают этот фактор и обвиняют во всех бедах настройщика либо само пианино.
Тем не менее, для любых деревянных изделий есть нормы условий эксплуатации. Для пианино при комнатной температуре нужна относительная влажность порядка 45-60%, в то время как в морозное время года она опускается ниже 40%, а в сильные морозы – до 30% и ниже. Вот такой, критически сухой воздух чаще всего и является основной причиной расстраивания пианино и роялей – и это проблема повсеместная. Решается контролем влажности в помещении с помощью увлажнителей и прочих приспособлений. Банки, которые настройщики иногда советуют ставить внутрь пианино, тут уж никак не помогут. Впрочем, обо всём это подробно будет описано в статье.
Оцинкованные колки (вирбели) – ещё одна частая проблема расстраивания пианино. Была такая партия инструментов в начале 70-х годов, когда применяли эти пресловутые оцинкованные колки – чисто белорусское "изобретение". Пианино с оцинкованными колками нельзя настроить в принципе >– эти колки нужно менять.
Подводя итог по заданному вопросу, можно сказать, что пианино и рояли больше расстраиваются не из-за того, что на них играют, а по причинам имеющихся дефектов, которые вызваны, чаще всего, неправильными условиями эксплуатации. То есть, если Вы сегодня настроили Ваше фортепиано, и оно год стоит, аккуратно накрытое чехлом (как, в общем-то и положено), но при этом в февральские морозы вы не пользовались увлажнителем воздуха – Ваше пианино, с огромной вероятностью, уже сильно расстроено.
В подавляющем большинстве случаев самостоятельная настройка является бессмысленным занятием, так как мастер не только настраивает фортепиано, но и осуществляет регулировку механизмов, устраняет крупные и мелкие дефекты, коих иногда бывает великое множество, устраняет призвуки (скрипы, стуки…), заменяет изношенные либо поврежденные детали и т.д. Таким образом, Вы получаете комплексное обслуживание фортепиано, а это совсем другое дело, нежели просто подтянуть струны.
В отдельных случаях самому можно устранить какой-нибудь мелкий дефект, который имеет очевидное решение – например, подложить войлок под стучащую по дереву педаль, закрепить шурупы на пюпитре и т.п. В основном же, самостоятельная настройка результата не принесёт. И это в лучшем случае. В худшем случае Вы порвёте несколько струн, срежете грани на вирбелях либо вовсе сломаете колок…
Очень часто самостоятельная настройка (точнее, попытка настроить) приводит к еще большим повреждениям. Приведу пример. В одной из провинциальных ДМШ постоянно подтягивали струны, в то время как пианино нуждалось в замене колков, поскольку не держало строй. Подкрученный колок через некоторое время сползал обратно, и его опять подтягивали. В результате, получили разрыв басовой струны около колка – в том месте, где она постоянно сгибалась/разгибалась. То есть к существующим проблемам добавилась порванная струна.
Особо хочется обратиться к музыкантам с хорошим слухом (прежде всего, к струнникам – скрипачам, виолончелистам, но не только): не думайте, что хороший слух – залог хорошей настройки! Прежде всего, нужно иметь в виду, что струнные инструменты настраиваются чистыми (не темперированными) квинтами – совсем не так, как фортепиано. Струнники чаще других музыкантов имеют предубеждение, что благодаря острому слуху можно настроить свое пианино так же хорошо, как и скрипку. Увы! Результат будет неутешительный, если Вы не обучились настройке фортепиано! (Говорю как бывший виолончелист и контрабасист с высшим музыкальным образованием.) Хороший слух – далеко не единственное требование к настройщику, нужно еще уметь работать ключом, разбираться в механике и т.д. – то есть, нужно быть настройщиком. А чтобы им стать, недостаточно взять несколько уроков, чтобы потом ковыряться со своим домашним инструментом. Кто-то справедливо заметил, что настройщиком можно себя считать после настройки 1000 инструментов.
Резюме: не пробуйте настраивать пианино самостоятельно – доверьте это дело специалисту!
22.05.2025