Настройка и ремонт фортепиано
НАСТРОЙКА ПИАНИНО в Минске
Чаще всего под словом «настройка» мы понимаем обслуживание пианино в целом, приведение его в рабочее состояние. Хотя настройкой в узком смысле слова называется настраивание струн на определенную высоту тона, в широком смысле настройка фортепиано включает в себя и собственно настройку, и регулировку механики, и интонировку молоточков, и мелкий ремонт…
В данном разделе мы рассмотрим настройку пианино, учитывая специфику нашего региона. Новых инструментов в нашей родной Беларуси на руках, да и в организациях, немного. Подавляющее большинство парка пианино, если так можно выразиться – это инструменты 60-х – 80-х лет, а значительная часть – инструменты еще более старшего возраста. Новые импортные пианино пока малодоступны нашему покупателю, новых белорусских инструментов не существует, так что, в основном, пианино кочуют из рук в руки. То есть 1-я особенность белорусских инструментов – это их старость.
Подавляющая часть наших пианино – нашего же производства. Марка «Беларусь» является самой распространенной. Значительная часть инструментов – пианино советского производства. Небольшую часть составляют инструменты немецкого и чешского производства. То есть преобладание инструментов отечественного производства – 2-я особенность нашего парка пианино.
Немаловажно также то, как все эти инструменты обслуживаются. Нашим людям не привыкать экономить, и статья «расходы на содержание пианино» всегда была на последних ролях (мы говорим о ситуации в среднем, что, разумеется, понятно и объяснимо). Поэтому большинство инструментов, мягко говоря, недополучают внимания со стороны настройщика. А запущенный инструмент нельзя привести в хорошую форму за один раз. Таким образом, 3-я особенность наших инструментов – редкое обслуживание.
Следующим важным моментом, влияющим на настройку, являются условия эксплуатации. (Подробнее об этом будет написано в разделе «Уход за инструментом».) Особо следует упомянуть показатели относительной влажности: недостаточная влажность в наших квартирах в зимний период оказывает губительное влияние на инструмент в целом и на его настройку в частности. Этот момент часто недооценивают владельцы пианино, наивно полагая, что все зависит от настройщика. Не тут то было! Итак, недостаточная влажность в зимний период – это 4-й момент.
Почему мы об этом говорим в данном разделе? – Потому что все эти факторы влияют на настройку самым прямым образом. Это значит, что вызывая настройщика, мы должны понимать, что многое зависит от того, насколько качественный у нас инструмент, как давно и с какой периодичностью он обслуживался, какого уровня мастером, какие повреждения он имеет, кушала ли его моль, водились ли в нем мыши и прочее.
Периодичность настройки имеет важное значение. В среднем, пианино следует настраивать 1 раз в год. Лучше это делать в один и тот же период – при схожих климатических условиях. Но каждый инструмент имеет свои особенности, да и каждый пользователь пианино – тоже. Поэтому лучше всего о периодичности настройки интересоваться у Вашего мастера, который знает инструмент и Ваши требования к инструменту. Именно сопоставив эти 2 момента (особенности инструмента и требования пианиста) настройщик может рекомендовать оптимальную именно для Вашей ситуации периодичность настройки и время, когда это лучше делать. Если нет таких указаний, тогда действует правило «1 раз в год». Но могут быть изменения этой цифры – как в большую, так и в меньшую сторону.
Например, Вы взяли в пользование пианино у соседа на время, а оно оказалось из бракованной партии – с оцинкованными колками. Рекомендацией настройщика будет вернуть пианино соседу и не настраивать вовсе.
Если Ваш инструмент – 60-х лет, если настроить хорошо его невозможно, если Вы далеки от музыки, но иногда тянет сыграть «Мурку», то настройщик может сказать Вам следующее: «Конечно, желательно его настраивать 1 раз в год, но можно и реже – когда для Вас самих необходимость настройки будет очевидна».
Если же, напротив, Вы – профессиональный музыкант, и если Ваш инструмент хорошо держит строй, но Ваши уши весьма требовательны к чистоте строя, то Вам может быть рекомендована периодичность настройки 2 раза в год.
Если инструмент используется для студийной записи, то настройка может быть необходимой перед каждым сеансом записи.
То есть все зависит от каждого конкретного случая. Но чаще всего бывает так (типичная ситуация): «Мама, почему наше пианино играет не так, как в музыкальной школе?» Этот вопрос заставляет родителей задуматься. Когда вопрос прозвучит в 3-й раз, мама начинает искать настройщика. Приходит настройщик, и выясняется, что инструмент не настраивался уже лет 5, и что на нем, по сути, уже давно противопоказано играть, чтобы не портить слух. А ведь за один раз такой инструмент настроить нельзя!
Следует помнить, что есть такое свойство как "старение" металла. Даже если пианино никем не используется – его струны постепенно ослабевают, растягиваются, и общий строй понижается. Добавить сюда температурно-влажностные перепады, которые приводят к периодическим деформациям корпуса, добавить то, что некоторые колки держат строй слабее других – вот и получается, что даже если пианино просто стоит, бережно накрытое чехлом – даже в этом случае оно постепенно расстраивается.
Когда же после длительного перерыва мы приглашаем настройщика, мы должны понимать, что нельзя за один раз настроить пианино, которое давно не обслуживалось (3-5 лет, чем больше – тем хуже). За один раз, как правило, можно привести в нормальное состояние механику (и то не всегда), но если общий строй понижен, например, на 0,5 тона, то инструмент полагается настраивать в несколько приемов с перерывами в 2-3 недели. Все дело в том, что чем больше мы поднимаем строй, тем большая будет погрешность. При настройке с поднятием тона последующая настройка потребуется не через 1 год, а через 1 месяц, так как добиться точного строя за один прием в этом случае невозможно. Точно так же, как после нанесения краски на свежее дерево, через определенное время требуется нанесение 2-го, а иногда и 3-го слоя. Все зависит от наших требований – в некоторых случаях нам оказывается достаточно одного слоя при необходимых трех. Так же и кому-то оказывается достаточной однократная настройка при необходимых трех. Все зависит от наших требований.
Но следует учитывать, что слух музыканта имеет свойство развиваться либо портиться. Для того и другого нужны соответствующие условия. К примеру, если мы желаем, чтобы наш ребенок, свой слух развивал, то мы будем настраивать инструмент по рекомендованному настройщиком плану, а не после того, как услышим, что наше пианино играет не так, как в школе. Ведь к расстроенным звукам слух тоже привыкает!
Был случай: я пришел настроить пианино. Оказалось, бабушка (между прочим, бывшая учитель музыки) позаботилась о своей внучке. Но все дело было в сломанной педали – если бы не педаль, настройщика бы не звали. На вопрос «а не надо ли пианино настроить?» был ответ: «Ну, коль Вы уже здесь, то давайте настроим». Когда пианино после 10-летнего перерыва наконец было приведено в относительный порядок, бабушка была весьма удивлена тем, как хорошо может звучать ее инструмент!
Отсюда вывод: чтобы не удивляться, как хорошо может звучать ваше пианино, надо его иногда настраивать.